Экспозиция открылась в Музее-заповеднике «Коломенское»
МОСКВА. Выставка «Два учителя: Сергий Радонежский и Стефан Пермский» открылась 16 июля в Музее-заповеднике «Коломенское». Экспозиция во Дворце царя Алексея Михайловича посвящена духовному пути этих особо почитаемых святых, их значению для истории России. Выставка открылась в преддверии 18 июля – дня обретения мощей преподобного Сергия Радонежского.
Участники выставочного проекта – Московский государственный объединенный музей-заповедник, Музей русского и европейского изобразительного искусства, Музей «Церковно-археологический кабинет» при МДА. Куратор выставки – искусствовед, зав. отделом экспертизы Музея древнерусского искусства им. Андрея Рублева (ЦМИАР) Жанна Белик.
В экспозиции представлено около 60 памятников XVII–XX вв., которые иллюстрируют историю жизни святых Сергия Радонежского и Стефана Пермского, представляют различные традиции почитания, бытовавшие в разные эпохи и в разных регионах. Куратор подчеркнула, что большинство произведений экспонируется впервые. Например, икона «Явление Богоматери преподобному Сергию», принадлежавшая императору Петру III, и образ, повторяющий изображение с верхней части раки с мощами преподобного Сергия Радонежского.
Открывая выставку, Жанна Белик отметила, что иконы преподобного Сергия и святителя Стефана «показывают нам удивительный путь их жизни». Она напомнила, что XIV век – один из самых сложных периодов в истории нашей страны – «время, которые принято называть феодальной раздробленностью, когда жители Новгорода и Москвы не чувствовали себя жителями одной страны… В этот период возвышение Москвы, объединение русских земель в одно государство как раз происходило при духовном участии преподобного Сергия и Стефана Пермского. Их жизненный путь был различен, но мы предлагаем посетителям нашей выставки еще раз задуматься об этих людях и перенести их духовный свет в нашу жизнь».
На открытии выставки были представлены две книги: «Преподобный Сергий Радонежский: Образ простоты, правды, святости» и «Святитель Стефан Пермский: новый апостол и премудрый учитель». Это фундаментальные коллективные монографии, которые выпускает Фонд социально-культурных инициатив в рамках издательского проекта «Святые России». Последняя из названных монографий, ответственным редактором которой была Жанна Белик, вышла незадолго до открытия выставки. Представляя издания, гендиректор Фонда социально-культурных инициатив Алексей Смирнов рассказал, что каждая подобная книга (всего вышло девять изданий) включает в себя результаты современных исследований, основанных среди прочего на неопубликованных источниках и архивных материалах. Иллюстративный ряд книг расширяет представление о культурном и духовном наследии личности святых, благодаря впервые представленным экспонатам музеев и частных коллекций.
Стефан Пермский по дороге в Москву. Из издания «Древнерусская миниатюра». Academia. Московская типография Гознака. 1933. Бумага, картон, коленкор хромолитография, печать. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Куратор отметила, что святые Сергий Радонежский и Стефан Пермский были современниками, их жития написаны одним автором – Епифанием Премудрым, который знал каждого лично. Пути святых не раз пересекались, но об их очных встречах свидетельств не сохранилось. Зато хорошо известно описанное автором «Жития Сергия Радонежского» чудо их духовной встречи: проезжая в 10 верстах от Троицкого монастыря, св. Стефан заочно приветствовал своего старшего собрата, а тот, к удивлению братии, в этот момент встал и послал ему благословение. Этот эпизод запечатлён на одном из фрагментов житийной миниатюры, представленном на выставке.
Жанна Белик также обратила внимание на связь темы выставки с Коломенским. По ее словам, возможно, именно в этом самом месте, в своем дворце царь Алексей Михайлович, желая упрочить общерусское почитание прп. Сергия, поручил Симону Азарьину обновить текст жития и дополнить его новыми чудесами. Некоторые чудеса из житий обоих святых представлены не только в клеймах житийных икон, но и на специальных стендах. Так, подробно описывается явление Богоматери прп. Сергию Радонежскому, чудо о видении им птиц, чудо св. Стефана Пермского об уничтожении «прокудливой» березы – языческого капища зырян.
Своеобразным чудом можно назвать и создание св. Стефаном пермской азбуки. Оправившись в 1379 г. из Москвы в далекие зырянские земли (современная Республика Коми), он начал свой путь миссионера с проповеди Евангелия, для чего, по примеру Кирилла и Мефодия, которые дали письменность славянам, составил особый язык – анбур. Немногие сохранившиеся образцы древних текстов показывают, что св. Стефан взял за основу не только славянские и греческие буквы, но и охотничью систему знаков – зарубок на дереве, которыми пользовались местные жители, своего рода рунические символы. Так он смог перевести богослужебные книги и тексты Священного Писания, проповедуя Христа на родном для зырян языке. Как рассказала куратор, этот язык просуществовал недолго, но в последующие времена использовался как тайнопись, и даже в годы Великой Отечественной войны на нем были основаны некоторые шифры, «которые врагам так и не удалось разгадать».
В центре главного выставочного зала обращает на себя внимание интерактивный объект: стол, за которым каждый желающий может вникнуть в древний пермский алфавит и составить из кубиков анбура свое имя или любое слово. На потолке над этим столом светится огромная карта, на ней прочерчены пути прп. Сергия и св. Стефана, которые исходили пешком сотни верст по бездорожью, основывая новые обители и окормляя русские земли. По замечанию Белик, фольклорная традиция просвещаемых св. Стефаном земель «сохранила его путь» – не забыты места, связанные с его деяниями и чудесами. «Это тоже духовный подвиг», – подчеркнула куратор.
Святитель Стефан Пермский с житием. Начало XX века. Усть-Сысольский уезд. Вологодской губернии. Дерево, темпера. Из собрания Музея русского и европейского изобразительного искусства
Среди многих памятников, которые представляет на выставке новый Музей русского и европейского изобразительного искусства, куратор выделила, в частности, житийную икону св. Стефана Пермского начала ХХ в., созданную художником Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии. «Казалось бы, простая икона, но важно, что она родилась в том самом месте, которое просвещал святитель Стефан, где через столетия возникли даже иконописные мастерские. Представим себе людей, которым Стефан проповедовал, отказавшимся от своих многовековых языческих жизненных ориентиров в пользу нового учения, – это очень непросто. В клеймах этой иконы показано и ниспровержение кумиров, и его спор с волхвами, убежденными вхождением Стефана в огонь, и другие деяния»,– сказала Белик в беседе с «Благовест-инфо».
«Учениками святого Стефана считали себя целые народы, которые прежде не знали христианства. Он был первым подвижником, кто определил движение русской цивилизации на восток. В целом, деятельность русского монашества в конце XIV – начале XV века была важным фактором развития русских княжеств, способствовала культурному возрождению Руси после монголо-татарского ига», — отметила куратор проекта.
Выставка организована при поддержке Фонда социально-культурных инициатив и Фонда храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Ковашах. Ее можно посетить до 19 января 2025 г.
ИСТОЧНИК Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» >>