Создание фасадных икон Храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Ковашах

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Ковашах является воссозданием утраченного исторического здания В.А. Косякова (проект 1911 года, здание не было построено). Поскольку сохранившейся или известной историко-культурной информации для точного воссоздания монументального убранства храма недостаточно, поэтому во многих случаях целесообразно прибегнуть к стилизации под конец XIX XIX – начало ХХ века.

Рассматриваемый период характеризуется небывалым развитием художественного образования и технологии традиционных художественных материалов. Это позволило архитекторам и академическим художникам использовать в крупных проектах нестандартные техники, которые ранее использовались в традиционных и народных промыслах. При этом в творческой среде распространялись идеи бережливости и обеспечения сохранности произведений искусства. В целом стиль можно охарактеризовать как привнесение в произведение неорусского стиля элементов модерна.

Одной из распространённых техник была полихромная роспись глазурованной плитки по эскизам художников-живописцев. Техника отличалась высочайшей стойкостью. Расширившаяся палитра позволяла отражать нюансы живописного эскиза, а некоторая сложность смешивания цветов компенсировалась широким применением графических приёмов, по аналогии с переживающей подъём цветной ксилографией и линогравюрой, и скульптурных приёмов, которые, по сути, играли роль графических.

При создании фактически новых произведений была выбрана техника создания панно с подглазурной росписью по керамической плитке. Оригинальные произведения, такие как панно «Принцесса Грёза» (худ. М.А. Врубель, А.Я. Головин, С.В. Чехонин), «Жажда», «Жизнь», «Поклонение божеству», «Поклонение природе» (худ. А.Я. Головин, С.В. Чехонин) на фасаде гостиницы «Метрополь», панно «Лебеди и русалки» на фасаде дома Нирнзее. Стиль этих панно характеризовался эклектичностью, так как художники-станковисты использовали привычные им средства художественной выразительности.

Так как в качестве аналогов в первую очередь рассматривались керамически панно из светского искусства. Церковное искусство сохранило недостаточно произведений расписной керамики искомого стиля, поэтому использовались в качестве аналогов и церковные мозаики и некоторые росписи. В первую очередь учитывались произведения В.А. Косякова, в частности Кронштадтский Морской собор, Казанская церковь Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге и другие памятники.

Проектом создано четыре больших панно и одно малое. Три панно расположены над входными группами на фронтонах северной, южной и восточной папертей. Это панно «Введение во храм», «Успение», «Благовещение» соответственно. На восточном фасаде на апсиде находится большое панно «Покров» и сверху малое «Христос Вседержитель».

Программа отвечает современным представлениям о церковной росписи. Отражает особенности церковной живописи конца XIX XIX – начала ХХ века, когда в росписи надо было отразить не только главный сюжет, но, благодаря широкому изучению Закона Божьего в учебных заведениях, часто сюжет дополнялся отсылками на исторический (хронологический) или богословский контекст. В данном случае показывается Христос, фактически венчающий композицию. Покрова Богородицы, что согласуется с православным понимаем святости, Божьей милости и чудотворения, при котором источником всех благ является только Бог, а значит заступничество перед Богом и проявлением Его милости к людям через Богородицу. Другой отличительной особенностью искусства позднего неорусского стиля и модерна было стремление к понятности зрителю, поэтом связанное с посвящением храма панно «Благовещение» находится над главным входов с западной стороны, откуда чаще не церковь будет смотреть прихожанин.

Благовещение Пресвятой Богородицы – панно, связанное с посвящением церкви. Расположено на западе храма во фронтоне над папертью, которая станет главным входом в церковь.

Сюжет опирается на Евангелие от Луки, показан момент принятия Богородицей уготованного и пророчества Архангела Гавриила о будущем значении Младенца (Лк. 1:28-33). Фигура Архангела должна передавать величие будущего явления Христа.

Покров – второй по значимости сюжет, помещён на алтарной апсиде, изображает, согласно древнерусской иконографии, видение блаженному Андрею Константинопольскому во время богослужения во Влахернской церкви. Праздник Покрова – один из самых почитаемых в России, а образ Богородицы, расстилающей незримый покров над людьми, – один из самых ярких и устойчивых образов

Сюжет таким образом опирается на его житие и на мнение Пахомия Логофета, согласно которому праздник установлен в Константинополе и пришёл на Русь. Хотя событие происходит в интерьере, но наличие интерьера и стечения народа (не показывается) следует признать второстепенным. Изображены среди молящихся только блаженный Андрей с отроком Епифанием, преподобный Роман Сладкопевец, исповедник император Лев Великий (как вероятный современник святого Андрея).

Образ Христа Вседержителя находится над панно «Покров». Помещение этого образа в верхней части апсиды восходит к чертежам В.А. Косякова, где ясно читается силуэт Христа.

Господь показан с жестом архиерейского благословения двумя руками, что подчеркивает Его главенствующее положение. Таким образом связывается образ Покрова и образ источника жизни и бессмертия – Христа.

На северном фасаде во фронтоне над папертью помещён образ Введения Богородицы во храм.

Опирается в первую очередь на апокрифическое «Протоевангелие Иакова» и многочисленные более поздние сочинения о празднике. Сюжет решён достаточно лаконично: Иоаким и Анна отправляют Деву Марию в руки священнику Захарии, художественно подчеркивается важность этого шага. За ними следуют девы. Некоторым отступлением от типичной композиции является то, что сцена разворачивается на лестнице, а граница Иерусалимского храма представлена как последняя ступень. Однако, надо заметить, что упоминание о первой ступени, куда Марию поставили Родители восходит к «Евангелию Псевдо-Матфея», которое для грекоязычных и, затем, славянских авторов было явно второстепенно.

На южном фасаде во фронтоне над папертью  панно «Успение», по формату оно аналогично «Введению во храм».

Сюжет опирается на апокрифическое «Сказание об успении Богородицы» Псевдо-Иоанна Богослова. И показывает прощание апостолов с Божьей Матерью, в то же самое время Христос в окружении Ангелов и сиянии берет чистую душу Девы Марии. Композиция лаконична, в ней не показываются женщины и девы, жившие при Богородице, только Христос, Богородица и апостолы со святителями. Показывается с одной стороны образ горя от потери близкого апостолам человека, с другой стороны торжественность и красота успения чистейшей из людей.

Таким образом сформирован цикл из четырёх больших панно, посвящённый богородичным праздникам. Они расставлены в хронологической последовательности противосолонь, если начинать движение от самого хронологически раннего северного сюжета.